Отличительными государственными характеристиками охраны труда в Российской Федерации значится то, что степень профессионального травматизма и заболеваемости остаётся на невероятно высоких значениях, и то, что огромная доля несчастных случаев и заболеваний на месте работы без смертельного исхода не оформляется, а следовательно не подлежит учёту.
Регистрация профессиональных травм
Во времена советского союза в охране труда была сформирована тенденция к искажению реальной ситуации в отчётности о несчастных случаях и профессиональных заболеваниях. Была изменена статистика даже случаев, которые закончились летальным исходом. Так как убеждения коммунистов основывались на том, что весь профессиональный травматизм - это результат использования работников капиталистами, они начали «борьбу», которая на деле просто засекретила всю статистику и заставила предоставлять неправильные отчёты.
Ярче всего проблемы связанные с регистрацией несчастных случаев с летальным исходом отражает расхождение в статистике, которую предоставляют Росстат (Федеральная служба государственной статистики) и Роструд (Федеральная служба по труду и занятости), к примеру в 2010 году это разница составила 1116 умерших, а в 2002 – 1945.
По данным Международной Организации Труда на каждый летальный несчастный случай полагается около 1000 тех, что влекут утрату трудоспособности более чем на три дня, и около 2000 на один и более день. Однако в России почему-то эта картина выглядит совершенно иначе (от 10 до 25 «лёгких» случаев на один смертельный). Из этого становится очевидным факт того, что многие работодатели не ведут учёт не смертельных несчастных случаев.
Это происходит, в том числе из-за бюрократизации медицинских осмотров. Больше половины врачей, проводивших такие осмотры, отмечают, что заполнение документов есть их основная работа, а не медицинские осмотры. Такая бюрократизация приводит к ухудшению качества медицинских осмотров (Лишь 25% работающих удовлетворены осмотрами и всего 4.4% работодателей). Из-за низкого качества и трудностей с документами многие работодатели вообще отказываются от осмотров (из 22 млн. работающих во вредных условиях лишь 5 млн. прошли медицинское обследование).
Оплата труда на опасных предприятиях
Оплата труда, а также различные компенсации и гарантии за вредные и опасные условия работы обозначены ТК (Трудовым кодексом) РФ и различными подзаконными актами. В том числе, трудящимся, которые находятся на вредных и опасных производствах, оплата должна быть повышена на 4 и более процента от оклада, установленного для такого же вида деятельности, но с нормальными условиями. Более того, такой трудящийся имеет право раньше выйти на пенсию.
Согласно пункту 2 постановления правительства РФ – Министерство Здравоохранения и Социального Развития должно было рассчитать минимальное повышение оклада для всех классов условий труда по отдельности, однако этого до сих пор не было сделано.
Государственное управление
В статье 216 ТК РФ сказано, что государство управляет охраной труда через Правительство Российской Федерации и через его поручения другим органам власти, связанным с осуществлением госполитики в этой сфере. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации – это федеральный исполнительный орган власти, который должен вести государственную политику и регулировать законодательство в трудовой сфере, а также осуществляет деятельность в таких областях, как демография, вопросы об уровне жизни, уровне доходов, соцстрахование (кроме ОМС (обязательного медицинского страхования)), оплата труда, пенсии(включая негосударственные), условия и охрана труда и очень многие другие, связанные с трудом, социальной защитой и большинством финансов сферы.
Минтруд РФ действует в большинстве случаев через подведомственные ему учреждения либо через взаимодействие с иными федеральными, а также муниципальными органами власти, местным самоуправлением и многими другими.
Надзор
Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. направлено на всех работодателей любой формы организации с любой формой собственности и на другие субъекты, способные заключать трудовые договора. За нарушение норм охраны труда или препятствование надзору следует кара в виде дисциплинарных, административных, уголовных наказаний.
Регистрация профессиональных травм
Во времена советского союза в охране труда была сформирована тенденция к искажению реальной ситуации в отчётности о несчастных случаях и профессиональных заболеваниях. Была изменена статистика даже случаев, которые закончились летальным исходом. Так как убеждения коммунистов основывались на том, что весь профессиональный травматизм - это результат использования работников капиталистами, они начали «борьбу», которая на деле просто засекретила всю статистику и заставила предоставлять неправильные отчёты.
Ярче всего проблемы связанные с регистрацией несчастных случаев с летальным исходом отражает расхождение в статистике, которую предоставляют Росстат (Федеральная служба государственной статистики) и Роструд (Федеральная служба по труду и занятости), к примеру в 2010 году это разница составила 1116 умерших, а в 2002 – 1945.
По данным Международной Организации Труда на каждый летальный несчастный случай полагается около 1000 тех, что влекут утрату трудоспособности более чем на три дня, и около 2000 на один и более день. Однако в России почему-то эта картина выглядит совершенно иначе (от 10 до 25 «лёгких» случаев на один смертельный). Из этого становится очевидным факт того, что многие работодатели не ведут учёт не смертельных несчастных случаев.
Это происходит, в том числе из-за бюрократизации медицинских осмотров. Больше половины врачей, проводивших такие осмотры, отмечают, что заполнение документов есть их основная работа, а не медицинские осмотры. Такая бюрократизация приводит к ухудшению качества медицинских осмотров (Лишь 25% работающих удовлетворены осмотрами и всего 4.4% работодателей). Из-за низкого качества и трудностей с документами многие работодатели вообще отказываются от осмотров (из 22 млн. работающих во вредных условиях лишь 5 млн. прошли медицинское обследование).
Оплата труда на опасных предприятиях
Оплата труда, а также различные компенсации и гарантии за вредные и опасные условия работы обозначены ТК (Трудовым кодексом) РФ и различными подзаконными актами. В том числе, трудящимся, которые находятся на вредных и опасных производствах, оплата должна быть повышена на 4 и более процента от оклада, установленного для такого же вида деятельности, но с нормальными условиями. Более того, такой трудящийся имеет право раньше выйти на пенсию.
Согласно пункту 2 постановления правительства РФ – Министерство Здравоохранения и Социального Развития должно было рассчитать минимальное повышение оклада для всех классов условий труда по отдельности, однако этого до сих пор не было сделано.
Государственное управление
В статье 216 ТК РФ сказано, что государство управляет охраной труда через Правительство Российской Федерации и через его поручения другим органам власти, связанным с осуществлением госполитики в этой сфере. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации – это федеральный исполнительный орган власти, который должен вести государственную политику и регулировать законодательство в трудовой сфере, а также осуществляет деятельность в таких областях, как демография, вопросы об уровне жизни, уровне доходов, соцстрахование (кроме ОМС (обязательного медицинского страхования)), оплата труда, пенсии(включая негосударственные), условия и охрана труда и очень многие другие, связанные с трудом, социальной защитой и большинством финансов сферы.
Минтруд РФ действует в большинстве случаев через подведомственные ему учреждения либо через взаимодействие с иными федеральными, а также муниципальными органами власти, местным самоуправлением и многими другими.
Надзор
Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. направлено на всех работодателей любой формы организации с любой формой собственности и на другие субъекты, способные заключать трудовые договора. За нарушение норм охраны труда или препятствование надзору следует кара в виде дисциплинарных, административных, уголовных наказаний.